Как такому выводу пришли ученые из Института эмпирических исследований в экономике в Цюрихе, под руководством Эрнста Фера.
Как сообщает РИА Новости, исследователи сумели разработать сложный эксперимент с участием добровольцев, с помощью которого доказали свои догадки, относительно того, какая область мозга помогает людям в течение жизни работать над своей репутацией.
Ученые исходили из тех предпосылок, что в современном социальном устройстве общества работа над собственной репутацией требует от людей долговременных и упорных усилий, однако нервные основы этого социального механизма до сих пор изучены очень поверхностно. Авторы статьи предположили, что важную роль в работе над репутацией играют боковые участки предлобной коры головного мозга, так как прежде уже было показано, что именно эти участки задействованы в подавлении самых основных откликов людей на внешние условия, а формирование репутации, по мнению ученых, невозможно без подавления в себе стремления к мгновенной выгоде.
В своем эксперименте ученые задействовали 87 добровольцев, которым предложили сыграть в игру на доверие. В каждом раунде этой игры двум анонимным участникам предлагалось 10 очков, каждый из которых соответствовал примерно $ 0,25.
Один из участников (инвестор) должен был передать второму одно, четыре, семь или 10 очков, которые ведущим увеличивались в 4 раза. После этого, второй из участников (доверенный) должен был сделать выбор вернуть ли инвестору четверть от полученных очков, вернуть ли ему половину всей суммы баллов или оставить все себе.
Таким образом, максимальное обогащение обоих игроков происходит в том случае, если инвестор отдает все 10 очков через ведущего доверенному, который, получая от ведущего уже не 10 очков, а 40, делит имеющиеся у него 50 (10+40) пополам и отдает половину инвестору.
При этом и инвесторы в каждом новом анонимном раунде имели информацию о том, как вели себя в последних трех раундах их новые доверенные, и могли судить об их репутации честных игроков или стремящихся к обогащению любыми способами. Авторы эксперимента считали, что если участники эксперимента с самого его начала будут стремиться к максимальному обогащению, это отразится на отношении к ним со стороны инвесторов, которые в дальнейшем не будут доверять им крупные суммы. Доверенные также могли следить за своими ходами.
В половине экспериментов ученые, перед их началом, воздействовали на боковые части предлобной коры головного мозга испытуемых с помощью низкочастотной повторяющейся транскраниальной магнитной стимуляции, временно и в небольшой степени нарушавшей ее работу.
В результате такого воздействия на правую часть боковой предлобной коры испытуемые, согласно наблюдениям ученых, теряли способность к наработке репутации от одного раунда игры к другому, хотя и сохраняли представления о принципах честной игры и были способны в целом вести себя альтруистически. Воздействие же на левую часть этой коры такого эффекта не имело.
«Таким образом, люди с нарушенной правой частью боковой предлобной коры не могут в дальнейшем противостоять соблазнам, даже понимая, что это приведет к ухудшению их репутации, что говорит о важном различии в понимании человеком принципов поведения и способности придерживаться их во время взаимодействия с другими людьми», - говорится в статье исследователей.