Исследователи спорят об этом много лет. Возможно, секрет кроется в дереве, клее, специальном средстве от жуков-древоточцев или форме музыкальных инструментов великого итальянского мастера- но точно не во внешнем покрытии, сообщает Компьюлента со ссылкой на агентство Франс Пресс.
Жан-Филипп Эшар, химик парижского Музея музыки, и его коллеги после четырех лет изучения лака, которым покрывались скрипки, пришли к выводу, что он состоит всего лишь из масла и древесной смолы- типичных составных элементов политуры скрипок XVIII века. Никаких следов экстракта янтаря, прополиса и прочих редких и загадочных ингредиентов обнаружено не было. Именно их действием эксперты время от времени пытались объяснить чистоту звука творений Страдивари.
Ну а древесная смола использовалась скорее всего не для улучшения звучания, а для придания инструменту более богатого оттенка.
Экспериментируя с цветом, мастер добавлял в лак красные пигменты и покрывал им скрипку в два слоя.
В распоряжении ученых находились пять инструментов: четыре скрипки и старинная «виола д’амур». Они были изготовлены в разные периоды более чем 30-летнего творческого пути Страдивари.
Исследователи склоняются к мысли, что секрет скрипок вовсе не в забытых ингредиентах, а в технике обработки дерева и гениальном чутье мастера.
Результаты экспертизы опубликованы в журнале Angewandte Chemie.