Из традиционной «большой пятерки» глобальных вымираний авторы выбрали три ближайших к нашей эпохе: мелово-третичное, развивавшееся 65 млн. лет назад, триасово-юрское (около 200 млн. лет назад) и пермско-триасовое (251,4 млн. лет назад).
Ученые хотели определить, насколько большой окажется разница между скоростью исчезновения видов, которые населяли открытый океан и обширные мелководные (эпиконтинентальные) моря, располагавшиеся на территории современных континентов, сообщает compulenta.
ru.
С одной стороны, падение уровня воды представляло очень серьезную опасность именно для обитателей эпиконтинентальных морей, поскольку даже при небольшом падении за короткое время обнажались огромные участки пологого дна. С другой стороны, вода в таких морях циркулировала медленно, и это могло сдерживать распространение токсичных веществ.
Материал для анализа - информацию о нескольких сотнях тысяч ископаемых останков - исследователи взяли из «Палеобиологической базы данных». Как выяснилось, в промежутках между вымираниями скорость исчезновения видов в разных водных экосистемах сохранялась на одном уровне, однако в периоды вымираний основной удар принимали на себя обитатели открытого океана.
Единственным исключением из правила стал короткий промежуток перед пермско-триасовым вымиранием; по мнению ученых, в этот период произошло резкое падение уровня моря.
Катастрофические последствия вымираний смягчало появление новых видов: на большей части исследованного временного интервала в открытом океане процесс видообразования проходил интенсивнее.
В будущем авторы планируют провести аналогичный анализ для двух других массовых вымираний: девонского и ордовикско-силурийского.